Фрагмент для ознакомления
2
Таможенные пошлины можно классифицировать по различным основаниям.
Так, по целям взимания можно выделить фискальные и протекционистские пошлины.
Цель фискальных пошлин – это доходная часть бюджета страны. Цели протексционистских пошлин – торгово-политические. К примеру, защита внутреннего рынка, а также поощрение внутренних производителей и другое.
По объектам обложения Э.П. Бабин выделяет также импортные и экспортные таможенные пошлины.
Импортные (т.к. называемые - ввозные) пошлины - это наиболее популярный вид пошлин как в нашей стране, так и в мировой практике. По данным Росстата импорт в Россию за период Декабрь, 2016 - Декабрь, 2017 составил $239.4 млрд. В основном импортировались «Машины, оборудование и аппаратура» (31%), «Продукция химической промышленности» (13%).
В структуре импорта по странам на первом месте Китай (21%), на втором месте Германия (11%).Данный вид пошлин взимается с вывозимых либо вывозимых товаров.
Цели данных пошлин разнообразны:
а) в фискальных целях (т.е. с целью пополнения бюджета);
б) с целью стимулирования экспорта.
Экспортные пошлины в нашей стране используются по отношению к сырьевым товарам (к примеру, нефти). Экспорт из России за период Декабрь, 2016 - Декабрь, 2017 составил $388.3 млрд.
В основном экспортировались «Минеральные продукты» (50%). В структуре экспорта по странам на первом месте Китай (11%), на втором месте Нидерланды (10%).
Целями таких пошлин могут быть:
а) фискальные цели;
б) цель для осуществления выравнивания очень низкой внутренней цены касательно цены на внешнем рынке;
в) в отношении монополий.
Как правило, направление - политика активного или пассивного платежного баланса - зависит не столько от желаний государства или выбранного политического курса, сколько от сложившейся структуры народного хозяйства и наличия тех или иных ресурсов.
Если 90 - 95% бюджета Саудовской Аравии составляют доходы от экспорта нефти, то, естественно, что в этой стране будет проводиться политика активного платежного баланса (чистый экспорт в 2016 г. составил примерно 79 трлн долларов США ). А если в Мексике практически нет мощных запасов полезных ископаемых, предприятий, изготавливающих высокотехнологичную или востребованную на мировом рынке продукцию, то внешнеторговый платежный баланс будет пассивным (- 44 трлн долларов США в 2016 г. ), т.е. импорт будет превышать экспорт.
Структура экспорта и импорта также зависит от внутренних возможностей страны (ресурсов, климатических и географических особенностей, производственной базы, места в мировом разделении труда, уровня цен и др.). Так, например, при ввозе в Россию нежареного кофе в зернах предполагается только фитосанитарный контроль , санитарно-эпидемиологический контроль , подтверждение соответствия техническому регламенту в виде декларации , тогда как ставка таможенной пошлины будет нулевой. В данном случае ограничения будут касаться только мер защиты жизни и здоровья граждан, но не отечественного производителя, так как в промышленных масштабах кофе в России не выращивается. Зато импортное сырье позволяет функционировать российским кофеперерабатывающим заводам. Если государство установит экономические ограничения на ввоз кофе, такие как тариф или квота, импорт кофейного сырья кратно снизится, а российские заводы просто разорятся.
В условиях захвата мировой торговли транснациональными компаниями (ТНК), все большую часть экспортно-импортных операций занимает поставка полуфабрикатов, узлов, деталей и технологий. Это связано со спецификой самих ТНК. Крупнейшими ТНК в 2015 г., по данным рейтинга FT Global 500, стали компании-гиганты (Приложение 1).
Как видно из данных, приведенных в Приложении 1, в основном это американские компании. Данный факт объясняется следующими причинами. Транснациональные корпорации - это компании, которые привлекают прямые инвестиции, их филиалы и дочерние компании располагаются по всему миру. Бюджет некоторых корпораций превышает бюджеты развивающихся стран. На протяжении всего XX в. большую часть инвестиций притягивали развитые экономики и, как следствие, зарегистрированные там компании. В американских ТНК 80% прибыли приходится на продажи их зарубежных филиалов либо экспорт, направленный в эти филиалы. Также не следует забывать о том, что вся мировая денежная система и по сей день привязана к американскому доллару.
В России также существуют компании, позиционированные как мировые ТНК, однако их рейтинг далек от первой десятки (Приложение 2).
Раньше в представленный в Приложении 2 список входили еще ОАО «Сбербанк» и ОАО «Новатэк», но в 2015 г. они оказались за пределами 500 крупнейших компаний мира.
То, что российские ТНК - это предприятия нефтегазового комплекса, уже свидетельствует об экспортно-сырьевой направленности внешней торговли страны. Однако этого же нельзя сказать в целом о мировой торговле. Особым спросом на рынке пользуется высокотехнологичная продукция, связанная с вычислительной техникой, а также инвестиционная и фармацевтическая. Это обусловливает постоянные поставки оборудования, деталей, программного обеспечения в те страны, где у ТНК находятся сборочные предприятия. Место локации выбирается исходя из стоимости рабочей силы и налоговых преференций, которыми корпорации привлекают развивающиеся страны .
При существующей открытости мирового рынка многие местные производители заинтересованы скорее в продаже своей продукции на международных рынках, нежели внутри собственной страны. Так, цены на рыбу в Норвегии, Японии и Финляндии часто выше, чем в России, поэтому отечественные рыбаки предпочитают реализовывать улов за границей, а не на внутреннем рынке. Для того чтобы отечественные потребители не остались без морепродуктов, Правительство РФ предлагает ввести запрет на экспорт или экспортные пошлины. Ввиду отсутствия налаженной инфраструктуры доставки, хранения запрет представляется нецелесообразным, так как в условиях экономического кризиса и недостаточного платежеспособного спроса населения продукция просто будет портиться. В качестве приемлемой альтернативы Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка поддержала идею экспортных пошлин на рыбу в размере 0,3 долл./кг, что позволит увеличить предложение рыбы на внутреннем рынке на 200 - 300 тысяч тонн и принесет в доходную часть бюджета около 500 млн долларов .
При таких особенностях развития международной торговли страна должна обладать либо очень высоким уровнем экономического развития, чтобы не попасть в зависимость от стран-экспортеров, либо применять целый комплекс мер регулирования (защиты) внешнеторговой деятельности.
Транзитные пошлины. Данный вид пошлин на практике встречаются очень редко, так как государства заинтересованы к расширению транзита. Транзитные пошлины взимаются за провоз определенного товара по территории конкретного государства.
Цели данного вида пошлин в основном фискальные. Государства предпочитают взимать при транзите установленную плату за провоз грузов, а также ряд сборов (разрешительные, гербовые, статистические).
В зависимости от способа исчисления (либо взимания) ставок таможенные пошлины можно разделить на адвалорные, специфические и комбинированные .
Адвалорные пошлины устанавливаются в процентах от конкретной таможенной стоимости определенного товара (к примеру, 10 % от таможенной стоимости). Такие пошлины наиболее выгодны для обложения более стоимостных товаров и менее выгодно для однородных грузов. К примеру, для обложения компьютеров, так как более выгодно взимать собственно цену из контракта, а не цену на один килограмм компьютеров.
Таможенная стоимость должна заявляться декларантом, при всем этом, формально поданные им сведения обязаны базироваться на достоверной, количественно устанавливаемой информации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения 04.03.2018).
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (ред. от 29.08.2017) «О применении санитарных мер в таможенном союзе» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/ (дата обращения 04.03.2018).
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (ред. от 17.03.2017) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/ (дата обращения 04.03.2018).
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (ред. от 10.06.2014) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/ (дата обращения 04.03.2018).
5. Соглашение по специальным защитным мерам (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2776 - 2784.
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Электронный ресурс. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 02.03.2018).
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.
8. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 15.12.2003. - № 50. - Ст. 4850.
9. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.12.2016) «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 10.06.1993. - № 23. - Ст. 821.
Литература
10. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. - ЗАО «Издательство «Экономика». М., 2006. 436 с.
11. Козырин А.Н. Таможенная пошлина. М.: Налоговый вестник, 1998. С. 87.
12. Кривошапко Ю. Эксперты предложили «плавающую» пошлину на экспорт рыбы // Российская газета. 2015. 11 марта. Электронный ресурс: URL: http://rg.ru/2015/03/11/riba-site-anons.html (дата обращения 04.03.2018).
13. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 1 // Справочно-правовая система Гарант (дата обращения 02.03.2018).
14. Мировой атлас данных // Электронный ресурс: URL: http://knoema.ru (дата обращения 04.03.2018).
15. Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Ю.В. Гинзбург, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. 233 с.
16. Родыгина (Кирилина) В.Е. Правовая природа ввозных и вывозных таможенных пошлин: генезис научной мысли // Финансовое право. 2017. № 7. С. 38 - 43.
17. Сафоненков П.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015.
18. Спесивцева Е.С. Экономико-правовая основа защитных мер внешнеторговой деятельности России в современных условиях // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 5. С. 37 - 43.
19. Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. — 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 524-579. 847 с.
20. Тарасов И.Т. Очерк науки финансового права. Ярославль, 1889. С. 17; Озеров И.Х. Основы финансовой науки. М., 1911. С. 75 // Справочно-правовая система Гарант (дата обращения 02.03.2018).
21. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016. 556 с.
22. Шереметьева А.К. Административно-правовое регулирование взимания налогов и сборов в таможенной сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. С. 8.
23. Экспорт и импорт России по товарам и странам // Электронный ресурс: http://ru-stat.com/date-M201612-201712/RU/export/world (дата обращения 05.03.2018).
24. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. - М.: Статут, 2002. - С. 266.
Судебная практика
25. Определение Конституционного Суда РФ от 15.12.2000 № 294-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЮКОС» на нарушение конституционных прав граждан - акционеров пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 2. – 2001.
26. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 2. – 2003.
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 3. – 2006.